В этом году на территории замка Шомо-сюр-Луар во Франции, прошел 19 международный фестиваль садов. Интересные, и порой неожиданные художественные решения, новые материалы и разнообразные идеи привлекают на фестиваль и любителей и профессионалов. Благодаря разнообразию и высокому качеству представляемых проектов, фестиваль приобрел хорошую международную репутацию и стал местом представления работ нового поколения ландшафтных дизайнеров, садовников, архитекторов и декораторов со всего мира.
Тема фестиваля 2010 года – «Сады: тело и душа». Рассматривая сад, как территорию блаженства и покоя, способствующую созерцанию и вдохновению, не стоит забывать и о том, что также это и пространство, рождающее целительные для тела растения — лечебные и ароматические травы, пряности. В каком бы месте не создавался сад, будь то территория возле жилого дома, городской сквер или индустриальный ландшафт, он всегда несет только благодатную, восстановительную функцию. В саду рождаются самые разнообразные способы лечения и очищения души и тела. Целительные сады фестиваля приглашают посетителей в мир безмятежности и гармонии. Не даром председательство жюри в этом году поручено известному французскому неврологу Жан-Пьеру Шанжë.
Из 300 представленных со всего света проектов садов жюри отобрало двадцать, созданные ландшафтными дизайнерами из Франции, Англии, Германии, Италии, Японии и Нидерландов. Небольшие, изолированные друг от друга тематические сады, разбиты посреди английского парка, спроектированного в 19 веке известным французским ландшафтным дизайнером Анри Дюшеном. Все конкурсные сады представляют собой яркие, порой эксцентричные композиции. Оформленное в пейзажном стиле пространство между садами, позволяет посетителям воспринять и почувствовать только что увиденное и подготовиться к новым впечатлениям. Нередко в саду меняется наше восприятие пространства и времени, особенно когда он посвящен равнодушному купидону. Именно такое название «Купидону на это наплевать» (фото 1) носит сад, где, по мнению авторов можно постичь тайны жизни. Где, как ни в саду, наблюдая за жизнью растений и насекомых, дети обнаруживают, что их нашли вовсе не в капусте… Кривые зеркала, странные конструкции из дерева и металла, стеклянные колбы с фигурками купидонов, розы и капустные кочаны – все это если и не настроит гуляющих на романтический лад, то заставит задуматься.… Зато в «саду, который поет» (фото 2) можно не только созерцать, но и слушать. Главное место в нем уделено птицам, чье прекрасное пение благотворно влияет на тело и душу человека. В центральной части сада расставлены домики с птицами разных видов. Посетители могут узнать их по пению или по деревянным фигуркам, установленным на крышах. Аллеи, окаймляющие центральную часть, выходят к амфитеатрам, засаженным злаковыми травами, где можно отвлечься и поразмышлять. Оттуда можно подняться на вышку и посмотреть на сад с высоты.
Испорченные за последние столетия отношения между человеком и природой, привели к распространению индивидуального и социального дискомфорта. Ниточками, заново связывающими нас с природной средой, подчас являются те небольшие островки зелени, что мы создаем возле наших домов. Сад «мечтания на природе» (фото 3,4) — это путешествие в мир природы, влияющей на наше эмоциональное, познавательное, эстетическое и духовное развитие. Постепенное сближение и воссоединение человека с окружающей средой завершается в глубине сада, где природа представлена в самом сильном ее выражении – дикая природа. Сад открывает посетителям новые переживания – разнообразие жизни как выражение красоты.
Не только воспеть красоту садов, но и отобразить нависающие над ними угрозы пытаются участники фестиваля в своих творениях. «Сад бесплодной земли» (фото 5) затрагивает проблему глобального потепления климата, вследствие которого обширные пахотные земли превращаются в пустыню. Это сад, закрытый от внешнего мира, защищенный от стремительного наступления пустыни «крепостной стеной» из коротких обрубков деревьев. Тропинка, ведущая посетителей от бесплодной земли к саду, обрамлена многолетними травами и цветами, как символами возрождения.
Сад «мечты Пантагрюеля» (фото 6) выражает образ, объединяющий два таких разных, но подчас неразрывных понятия как душа и тело. Пища духовная столь же необходима человеку, как и пища телесная. Их необычную трансформацию друг в друга, отобразили авторы проекта. Всевозможные яства праздничного стола превращаются в яркие растительные композиции, комната становится частью ландшафта, открывается прекраснейший вид на озеро…
Два пространства, отделенные друг от друга деревянными стеллажами, символизируют встречу и общение в саду под названием «коснитесь меня» (фото 7). Здесь собрана информация о растениях, она представлена в форме гербариев, настоев, высушенных трав и цветов. Доступные к осмотру с обеих сторон, стеллажи являются одновременно и границей и связующим звеном двух пространств.
В саду «сенсорной садотерапии» (фото 8) посетители могут пройти сквозь «сад-сауну», «сад-огород», «сад-благоухание» и «сад-массаж». Здесь все предназначено для восстановления равновесия и гармонии души и тела. Благоухание ароматических растений, эликсиров и эфирных масел привлекают внимание к целебным свойствам растений, их успокаивающему воздействию на человека.
«Корни тела в пузыре души» (фото 9), в этом саду авторы попытались передать ощущение прикосновения к вечности. Открытые пространства, залитые светом, чередуются с выходящими из плотной массы земли ивовыми стволами, которые тянутся к свету и сгибаются в безудержном влечении к почве.
В своем роде продолжив тему вечности, тонкая связь первобытных традиций и современного мира выражается в саду «иглулик ультима» (фото 10). На примере полярных народов, которые сохранили свои традиции, шаманство и привязанность к территории, «женщина, мужчина и шаман» воплощаются в саду через смысловые элементы. «Иглулик ультима» означает место, где находятся жилища воплотившихся душ.
Отвлечься от мыслей о вечном можно за душевным разговором с чашечкой чая в саду «хороший чай, хорошие манеры» (фото 11). Вышитые маленькие скатерти, фарфоровые приборы с цветочным рисунком и маленькие песочные пирожные приглашают посетителей к английскому вечернему чаю. На протяжении тысячелетий люди используют чай и отвары растений, зная об их способности восстанавливать тело и душу. Из высаженных в саду растений можно не только приготавливать всевозможные отвары, но и использовать их при создании декоративных древесно-кустарниковых и цветочных групп.
Остановить время и ощутить этот момент, предлагают посетителям создатели сада «ладонь» (фото 12). Застывшие на наклонной плоскости элементы дают возможность материальному телу расслабиться, а душе – поразмышлять. Выйдя на солнечную поляну можно последить за прогуливающимися людьми через бамбуковые подзорные трубы, почувствовать свежесть лесных растений вокруг, послушать щебетание птиц.
Один из садов, представленных на фестивале, называется «лабиринт памяти» (фото 13). Интересен он тем, что является восстановленным по рукописям 16 века проектом лабиринта, некогда существовавшего на территории замка. Его план согласно архивным документам напоминал форму человеческого мозга, внутри которого гуляющий мог бродить и потеряться. В современной интерпретации форма лабиринта обозначена виноградными лозами, а различные зоны выделены цветом.
Вдохновленный древними ритуалами, сад «дерево молений» (фото 14), готов принести избавление или облегчение. На входе в сад посетители могут выбрать ленту, цвет которой символизирует либо тело, либо душу. Во внутренней части они найдут конструкцию из бамбуковых жердей, увитую растениями, куда прикрепив свой лоскут ткани, можно выказать свое желание.
Душа и тело… Достаточно ли внимания мы в действительности им уделяем? Неординарность предложенной темы фестиваля позволяет не только вдохновиться новыми идеями его участников, но и задуматься о себе.
Автор статьи и фото: Ирина Кокуева